День 4. Стокгольм. UR и офис Омбудсмена

UR - теле- и радиоканал по производству контента медиаграмотности для школ

Для начала хотелось бы описать сам офис организации. Все там устроено так, чтобы сопутствовать командной работе: стены, панели доски с маркерным покрытием, бесконечное количество компьютеров и компьютерных столов, принцип цветового размещения: жёлтый, зелёный и розовый цвета сигнализируют, какое место свободно, какое занято, какое предназначено для групповой работы. Есть места для отдыха, помещения, где можно выпить кофе и разогреть еду, а также множество домиков, диванчиков, уголков для уединенной работы за компьютером.

Задача канала -  производство педагогических обучающих программ для дошкольников и школьников.

Ещё одна задача: способствовать повышению уровня знаний в обществе и преодолеть различия в уровне знаний.
Отличие этой компании - сочетание журналистики и педагогики.
UR - независимая организация.
В любых ее продуктах всегда присутствует обучающий элемент.
Продукт должен соответствовать требованиям учебных программ.
Работают они в тесной связи с пользователем, получая обратную связь для усовершенствования и успешного внедрения.
Диалог с пользователем ведут до, во время и после создания продукта (для оценки).
Прислушиваются к  потребностям и желаниям пользователей, но публицистическая ответственность лежит на компании.
Одно из приоритетных направлений деятельности - медиаграмотность.
Их программы транслируются онлайн, но сохраняются в других форматах для длительного доступа.
Здесь пользователи могут выбрать программу, которая бы понравилась, подходила по возрасту и помогла бы им чему-то научиться.
Финансируется деятельность за счет налогов, в отличие от деятельности СМИ, которая финансируется за счет рекламы.

Мы побывали в студии, где снимают детские новости. Чтобы стать гостями передачи, школы записываются в очередь на сайте, в студию приглашают целый класс. Идёт передача по пятницам, длится 15 минут. Это великолепная идея, как организовать информационный час для детей. Передача очень популярна.
Мы видели фрагмент съёмок передачи с министром образования. Чтобы детям было интересно, министр отвечала на мгновенные вопросы: чай или кофе, кот или собака, компьютерные игры... Это позволило детям почувствовать общее и различное в них с министром и не "загрузиться".
Учителя интересуются сценариями программ. Здорово было бы а Беларуси иметь новостную передачу для детей!

На сайте urskola.se можно найти множество обучающих роликов на разные темы, по возрасту, по предмету.
Белорусским учителям тоже может пригодиться. Жаль, перевода на русский нет. Но иногда есть английские субтитры.

5 способов анализа окружающей действительности:
* исследуй
* спрашивай
* оценивай
* создавай
* общайся
- это главные аспекты медиаграмотности!







У Омбудсмена по вопросам прессы мы услышали о свободе и ответственности, узнали, что в Швеции свобода слова - одна из самых масштабных в мире!
Традиции свободной прессы идут из 1766 года, когда был принят закон о свободной прессе: граждане Швеции имеют свободный доступ к государственной информации и документам.
Любой гос. орган может предоставить любой документ, не спрашивая у нас даже имени и цели: например, текст  email премьер-министра, причём выдадут их вам на месте, сразу.
Цель свободы прессы заключается в идее: в стране, где каждый имеет доступ к информации, трудно существовать коррупции. Все политики находятся на всеобщем обозрении, Швеция занимает третье место по свободе от коррупции. Антидот против коррупции -  гласность.
Однако у свободы есть и обратная ссторона: свобода предоставляется всем, однако она же ущемляет интересы 1 человека.
Если на чаши весов положить интересы общества и интересы 1 человека, мы получим следующее: расширяя свободу общества мы воздействуем на свободу личности, таким образом её урезая.
Если слишком широкая свобода у печатных сми, она может нарушить свободу человека; для этого существует журналистская этика, которая стоит на страже интересов индивидуума. Права  человека защищает омбудсмен.
Важным элементом системы саморегуляции является то, что система не зависит от государства, в том числе финансово: за неё отвечает media сообщество. Правление состоит из четырех организаций: ассоциации главных издателей, союза журналистов, ассоциации журналистской  периодики,  клуба публицистов.
Организация создает правила, оплачивает счета.
Основные принципы журналисткой этики:
- предлагать корректные новости
- не избегать исправлений и опровержений
-  уважать принцип личной неприкосновенности
- осторожно использовать иллюстрации
- выслушивать позиции 2 сторон
- осторожно обращаться с именами.
Омбудсмен поделился, каким образом решаются спорные вопросы. Пока он отвечает только за бумажные издания, но в скором времени планируется новая должность -  media омбудсмен.



Также мы услышали о возобновлении проекта "Медиакомпас".
Интересную информацию можно получить на сайте mediekompass.se
Например, там есть книга о том, как правильно писать тексты разных жанров. Правда, на шведском, но Гугл в помощь :)
Мы узнали, что с 4 класса дети в Швеции должны учиться принципам отношения к media: например, понимать разницу между информацией и рекламой, отличать факты от мнения; уу учащихс седьмых-девятых классов добавляются проблемы: например, спорные вопросы взаимоотношения свободы печати и свободы слова, посягательство на достоинства человека; а также 7-9 классы должны научиться выражать свои собственные мысли в Медиа и критически относиться к источникам информации.

Вечером у нас появилась возможность прогуляться по старому городу в центре Стокгольма.











Загадкавыя вуліцы, цікавыя маршруты даўніны.
Праз сцены адчуваеш ход гісторыі...
Па брукаванцы хутка крочым разам мы,
Прыдумаем пра ўсё сваё гісторыі...
Так, сёння шчэміць сэрца, цяжка жыць,
Калі тваю гісторыю закрэслі.
Каму перашкаджалі так крыжы?
Куды ж іх з Курапатаў іх павезлі вы?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

День 5. Blank spot и подведение итогов

Швеция. Прощание и рефлексия.